12.03.2013 в 00:50
Пишет mart:ПодарокURL записи
Моя пч vse nadoelo сделала весьма подробный читательский отзыв на мои фики по Аи но кусаби.
Читаем, кому интересно, а мне приятно)
*
читать дальшеТот, кто сравнил "Убежать от любви" и "Кому нужны тайны Танагуры" с "Элен и ребятами" и индийскими фильмами - уже заочно мой враг! Истории о попытках разобраться в собственных чувствах и желаниях, о трудности выбора, о преданности и долге... сравнить с дешевейшим замежным мылом для подростков и домохозяек! Закапываюсь дальше в чтение
Цикл просто замечательный! Многоплановая вещь с прекрасным раскрытием характеров. Как я поняла «Мне возвращение…». Лери ищет себя и свое место в мире. Перед ним стоит вопрос: кто я среди людей и себе подобных. Как не стать «чужим среди своих», стоит ли ломать себя, чтобы стать «своим среди чужих»? Он осознает, что отличается от людей. В мир чувств и чувственности, взаимной привязанности, присущий человеку, можно сказать, врожденно, он входит с трудом. Даже если он вырос среди людей, изначально, на генном уровне заложенное в нем дает о себе знать. И оторванность в детстве от себе подобных тоже не прибавляет ему опыта в осознании себя, как личности. Поэтому, мне кажется, он острее воспринимает «изнанку чувств» - страхи, опасения, неуверенность, желание обладать, боязнь потери… Поначалу даже страх самих чувств, их проявлений и последствий. В «Мне возвращение..» происходит взросление Лери, его становление как личности. Он решает, кем может быть, как хочет жить, чего ждет от жизни.
Mart, мне очень нравятся вещи, подобные этой, в которых не один, и не два смысла!
*
На «Методику Бога». Mart, это нечто! Антиутопия, философская притча… и еще о воспитании чувств. И все это в одном! Это надо уметь, так писать! Что есть Бог? Что получается, когда функции Бога присваивает себе человек? А если их берет на себя нечто, стоящее вообще вне этики – машина? В чем замысел Бога? Бог человеческий, как я его вижу – это совокупность эмоционально – интеллектуального опыта, некая нравственная константа, которая является общей для всех и в то же время у каждого своя. И зародиться Бог может именно в человеческой душе. Совокупность намерений – замыслов – поступков – желаний – возможностей бесконечно вариативна и не поддастся никогда машинной логике. Брать на себя функции Бога не по плечу никому. Если предположить, что Бог – создатель всего сущего, самое лучшее, что сделал Он, когда создал мир – это предоставил его самому себе. Бог – это свобода выбора, и Бог – это любовь! Только свободный человек способен на любовь. И только любовь высвобождает и лечит Душу. Душа – триединство Хаоса, Эроса и Логоса (мысль от Vague~, рекомендую!)
Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить, или пророку – каждый выбирает для себя…
Чего лишены все в мире под пятой Юпитера – это именно свободы выбора. В мире, где любовь под запретом, свободным может стать только мертвый. Так пришел к свободе Ясон. Рауль… тот, кого Юпитер сделал эталоном – пленник и жертва этого deus ex machina.
*
Цикл "Рауль вмешивается в события". И снова много мыслёв, длинно и нудно. А произведение мне ОЧЕНЬ понравилось!
Во-первых, спасибо за таких Рауля и Катце! Во вторых – за образ контрразведчика Артура Дина !
Многоплановая работа. На фоне детективного сюжета (тайное создание "Детей Нарцисса", вмешательства каринезцев во внутренние дела Амои) решаются серьезные философские вопросы. Я выделила в тексте «ключи», которые ведут читателя к пониманию истинной сути цикла.
• (мысли Рауля): «Есть ли у нас, искусственных тел, сердце в человеческом понимании? Не просто необходимый орган, а нечто нематериальное, способное воспринимать и боль, и радость? Не знаю. Меня никогда не интересовал этот аспект. Мы, блонди, созданы Юпитер. Мы служим. Мы – утилиты компьютерного сверхмозга». Блонди совершенны. Сильнее, умнее, наконец, просто красивее обычного человека, они для Юпитер – всего лишь инструменты, которые имеют «срок годности», «целесообразность», которых можно легко заменить. Над которыми он, бездушный разум в машине, держит тотальный контроль. Власть, которой обладают блонди – лишь иллюзия. В этом мире все решает Юпитер. И самое худшее, они думают о себе, как об инструментах для исполнения ее воли.
• (мысли Катце): «Вы дети Юпитер. Какие же вы Дети!».
- Вам внушили, что вы бесчувственные существа. И вы, как дети, поверили в это. И вы, как дети, чувствуете, но не в состоянии осознать, как выглядят ваши эмоции для окружающих. Вы не понимаете, как воспринимаются ваши чувства. На том конце взаимодействия. Вы его просто не видите, потому что вы Дети, вам важны собственные желания. Только господин Консул, созданный для взаимодействия с людьми, смог понять, что чувства нужно не только испытывать, но и выражать доступными окружающим способами.
Мне кажется, Юпитер лишает свои творения способности испытывать сильные чувства именно для того, чтобы они не прочувствовали всей глубины своей несвободы. Катце сравнивает блонди с детьми. Именно маленькие дети способны на неосознанную жестокость. И именно из-за непонимания того факта, что «другому тоже больно». Чем меньше ребенок, тем выше его эгоцентризм. И когда он взрослеет – возрастает его взаимопроникновение с миром вокруг. Из «мира вокруг» человек выносит способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, для этого нужно перешагнуть границы "мира в себе".
• (мысли Рики): «- Неужели к любви можно придти только через кровь и боль? Ты чувствуешь боль, Ясон? Блонди на нее способны?»
Взаимное притяжение вырастает во взаимную эмоциональную зависимость, потом приходят уважение и доверие. Так рождается любовь. И блонди способны испытывать боль, и дарить любовь.
• (мысли Рауля): «…в мире, где каждое проявление эмоций можно аккуратно выложить под внутренний микроскоп, изучить и приладить в нужное место. В нужное, потому что без эмоций блонди становились механистичными существами и вполне могли заменяться программами. Юпитер поняла это – и затеяла революцию внутри себя. Но просчиталась, потому что осуществляли ее чувствующие люди. Сверхлюди. И ошибки их были пострашнее человеческих».
Проблема Юпитер – управлять чувствующими существами, которые могут: а) ошибаться, б) выходить из под контроля; либо же - программами и подпрограммами. Хоть и супер, но компьютер, тобишь нечто, стоящее вне рамок этики, нравственности, морали (свойств, присущих лишь живому мыслящему существу) Юпитер могла бы управлять полностью механизированным миром, в котором всё подконтрольно, но нет ничего живого. Но мир Амои населен - таки людьми. Значит, искусственный разум хочет повелевать живым и чувствующим. Не имея черт, присущих этому живому и чувствующему.
Отсюда - любое существо – рожденное, или созданное на Амои, начинает жить, именно жить – выйдя из под контроля Юпитер.
• (слова Артура Дина): "– Очнись, ученый! Забудь, что ты эмпат! Забудь, что друг и симбионт! Ты блонди. Мы станем перед ней: администрация, наука, безопасность. Она должна понять".
Разобщенность большинства блонди - еще один инструмент влияния Юпитер. Только объединив усилия, они могут прийти к общему знаменателю, что-то действительно изменить.
Ну, вот, пока так. Продолжать словоблудие? Просто такие вещи как "Рауль вмешивается", "Методика Бога", "Поле всего" нельзя не принимать близко к сердцу. Пишу, а пульс аж скачет.
*
Ну вот, я решилась написать о том, что увидела в «После всего» и «Другая река». Немного восхищенного читательского бреда…
Цикл пронизан библейскими мотивами. Отсылает к вечным истинам, сказанным еще в Библии.
Группа ученых Абисс нарушила одну из них – не сотвори себе кумира. Сотворив компьютерного монстра, они вложили в него знания всего человечества, и подозреваю, там была и Библия. Возомнив себя богом Амои, Юпитер создал себе 13 апостолов. Глас Бога, Судия, Правитель, Жрец, Палач, Отец, Мать, Искатель, Хранитель, Мудрец, Страж, Природа, Хитрец. Архетипы, модели человеческого поведения, чувствилища, марионетки. Вижу такие аллюзии – Юпитер – Антихрист. Антибог, паразитическое, ущемленное существование которого невозможно без блонди. Над которыми он хотел иметь абсолютную власть. Напрашивается аналог – Мидас, обиталище граждан – это АнтиЭдем. Город из металла и пластика, где у граждан нет самого важного – свободы. Люди, которые этой свободы боятся. Полная зависимость, полное подчинение, полный контроль. Вот «идеальное общество» в понимании Юпитера. Керес -«изгнание из рая».
Но 13 блонди, за сотни лет своего существования не могли не осознать свои истинные возможности, у них не могло не проснуться своих собственных желаний, эмоций, потребностей…поневоле очеловечиваясь в процессе.
Они не считали себя людьми, не пытались сознательно вести себя по-человечески. Их эмоции и чувства не были похожи на человеческие. Ясон стал первым, кто начал учиться у человека. Рауль в итоге человеком стал.
И вот у Юпитера появляются желания, псевдоподобия чувств и эмоций. Наиболее ярко их выражает его Эго Сум («Я» по латыни) – по сути марионетка, дублер Юпитера. Его воплощение. Для Юпитер невозможно научиться любить и ценить, для него люди и блонди существуют только как игрушки. Юпитер никогда не поймет, что он натворил. Моральные императивы могут зародиться только в человеческом сознании. Возникает вопрос: не Юпитер ли на самом деле убил Ясона, за то, что тот посмел жить не его чувствами и желаниями. А на что похожи «чувства и желания» Эго Сум? – на злобу, ненависть, ревность, зависть. А его поступки? - лишь желание сломать, подчинить, разрушить. Эго Сум умеет лишь копировать, подражать. Он оказался способен лишь на шантаж, угрозы, разрушение, убийство. Если чувства у ИскИна и появились – то самые низменные, первобытные. По сути это чувства, которые испытывает озлобленный инвалид к здоровым и дееспособным людям. Сигом хочет самостоятельности от Юпитера. И так проявляется его самовыражение. Выражение личности, индивидуума, которым он не являлся по умолчанию.
Рауль предан Юпитеру, ибо не знал другого бога. Судия должен быть справедлив. «Не судите, и не судимы будете». Он не осуждает Юпитер, а пытается ему помочь. Он готов на это даже ценой своей жизни, даже когда Юпитер раз за разом предает его. Он не ждет от Юпитера совести, жалости, стыда, любви. Он знает, что ничего этого у Юпитера никогда не будет. Мне кажется, что осознание себя, как человека у Рауля произошло не только из-за смерти Ясона и сближения с Катце. Он в полной мере осознал, что такое одиночество, осознал себя смертным. Он научился противостоять Юпитеру. Можно сказать, свергнул в себе ложного бога.
Юпитер хочет препарировать человеческую душу, чувства, так, как препарируют тело. И затевает очередной эксперимент. Повторить опыт Ясона Минка. Но нельзя дважды войти в одну реку.
Неучтенный фактор – любовь, доступная лишь живым. То, что практически Гай поставил точку в существовании сигома – символично. И то, что Тим Сонг – кровный брат Рики Дарка. Все возвращается на круги своя. Юпитеру – юпитерово, а человеку – человеческое. 13 новых блонди уже не служители, не апостолы, а посредники.
*